в Брянске

Красноармейская 15

с 9.00 до 21.00 без выходных

8 (4832) 717-050

Заказать обратный звонок

+7(4832) 717-050

Особенности романса

Произведение для голоса с инструментальным сопровождением именуется романсом. В более строгой музыкальной терминологии романс относят к вокально-инструментальным камерным жанрам. Романсы могут быть очень разного характера, содержания и построения.

Ближе всего романс к песне, но несколько сложнее ее. Если разные куплеты в песне исполняются под одинаковую мелодию, то в романсе четко прослеживается связь между мелодией и изменениями текста. Создавая романс, композитор имеет главной целью стремление максимально точно выразить замысел поэта, при этом, усилив эмоциональный тон стихов музыкой, выделить и усилить их главные интонации. Стихи самых крупных поэтов музыкальны уже сами по себе. Возьмем хотя бы Пушкина, у которого в самом стихе, звуковой последовательности, его ритме и размере заложена мелодия. Чайковский писал, что уложенные в стихотворную форму слова, перестают быть обычными словами, но они «омузыкаливаются».

Задача композитора в том, чтобы услышать эту музыку, скрытую в стихе. Как правило, композиторы, берясь за сочинение романса, тщательно и подолгу отыскивают нужные для него стихи. Часто происходит и так, что на стихи не слишком известных поэтов пишутся великолепные романсы. Подобное часто встречалось у того же Чайковского. В этих случаях большой композитор способен придать блеск благородства стихам, как говорил Глинка, «омыть» их в среде высокой музыки.

Бывают и противоположные случаи, когда уже композитору приходится подтягиваться к уровню общепризнанного поэтического шедевра. И тогда может произойти чудо идеального слияния прекрасной музыки с высокой поэзией. В искусстве русского романса таким чудом стал романс Михаила Глинки, написанный на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье». В этом творении музыка не только вполне соответствует гениальности пушкинских стихов, но и придает им еще большую силу чувств и глубину.

Немного об истории русского романса.

Во второй половине 18 века в России повсюду, в губернских городах и в обеих столицах, было очень популярным своеобразное музицирование, получившее название «российская песня». В то время многие военные, чиновники и помещики «баловались» музицированием и стихосложением. Талантливых, или хотя бы достойных внимания образцов среди этого «баловства» можно было сыскать немного. В основном работа таких авторов российской песни сводилась к переводам манерно лирических текстов и их совмещению с мелодиями, адаптированными для домашнего музицирования, которыми были, в основном, модные французские менуэты. Источником этих менуэтов для российской публики была квартировавшая в Петербурге французская оперная труппа. Исполнение молодыми девицами подобных песенок в менуэтном миноре на тему любви и страдания считалось старшими поколениями модной безвредной забавой, не более того. Русский патриархально-помещичий уклад жизни эта «цивилизованная» европейская форма досуга не затрагивала. Чайковский в «Пиковой даме» воссоздал именно такой тип музицирования.

Ситуация стала меняться в начале 19 века. Романсы, написанные Алябьевым, Гурилевым, Варламовым внесли в мелодию народные русские интонации, а в текстах обосновались «красные сарафаны» и «матушки». Жанр романса перестал быть «заморским», а стал своим. И в этом новом своем национальном качестве он захватил культурное пространство страны, его можно было услышать в трактире, где гуляли купцы, в исполнении цыган, равно как и в самых блестящих светских салонах.

Высокий уровень лирической исповеди романсу придала появившаяся в это время «большая лирика», связанная с именем Пушкина и поэтов его круга. С конца 20-х годов 19 века появились первые романсы Глинки, написанные на слова Пушкина, Батюшкова, Дельвига, Жуковского. Они выявили отсутствовавший дотоле в русской музыке голос индивидуальности. В творчестве самого Глинки русский романс уравновешивал эпическую направленность более крупных музыкальных произведений. Он оставался подобным противовесом и в более позднее советское время. Именно к этому жанру обратились барды-шестидесятники, чтобы отстоять свою индивидуальность, противостоящую «системе».

Нам доверяют


ООО "Центр современного творчества"
2011-2018. Все права защищены.

ИНН 3245512820
КПП 324501001
ОГРН 1133256014638